Алексей Козлов и "Арсенал"
1 июля, Архангельское

Легенда отечественного джаза и его ансамбль
Алексея Козлова можно назвать одним из столпов и настоящим живым институтом российского джаза. Этой музыкой он увлекся еще в детстве: благодаря советским довоенным пластинкам Утесова, Цфасмана, Эллингтона и трофейным записям свинговых коллективов. Первым его инструментом было фортепиано, поступив в Архитектурный институт, он начал играть на барабанах, а затем нашел довоенный саксофон в подвале институтского клуба.

В 1950-х и 1960-х годах судьба у джазменов в СССР была противоречивая: с одной стороны, хрущевская оттепель "разморозила" культурную жизнь страны: стали появляться джазовые клубы и кафе. С другой – не прекращались и нападки на "идеологически чуждую" музыку, так что эти заведения постоянно закрывались, а выступления – срывались. В 1961 году Козлов со своим квинтетом получает постоянную работу в джазовом клубе-кафе "Молодежное", а в 1962-м впервые попадает за границу на фестиваль в Варшаве. В 1963 года музыка квинтета каким-то чудом выпускается на гибкой пластинке серии "Кругозор". Чтобы воспрепятствовать этому, Гостелерадио потребовало у редактора серии В. Купревича получить положительную оценку этой музыки у главы Союза композиторов СССР Дмитрия Шостаковича – и великий композитор такую оценку дал.
Шестидесятые были для Козлова крайне активным временем: он организовывал новые клубы и играл в различных составах, развивался как композитор и аранжировщик. На наступление застоя музыкант отреагировал созданием коллектива "Арсенал", который дал первые концерты в 1973 году. Кроме джазовой классики, к которой советские аппаратчики относились спокойно, в репертуаре "Арсенала" была одиозная опера "Иисус Христос Суперзвезда" в аранжировке Козлова, и новомодный тогда джаз-рок. Какое-то время коллектив находился под полным запретом и не мог нигде выступать, а нескольким его участникам однажды угрожали исключением из консерватории. Но постепенно "Арсенал" смог встроиться в культурную жизнь страны: группа получила постоянную работу в Калининградской областной филармонии, выступила в резиденции американского посла Спасо-хауз с концертом, приуроченным к 200-летию независимости США и на Олимпиаде.
К 1978 году "Арсенал" смог добиться окончательного официального признания: до распада СССР Козлов и его коллектив объездили страну с концертами вдоль и поперек и записали 6 долгоиграющих пластинок. В 1995 году обновленный "Арсенал" получил премию "Овация" как лучший джазовый коллектив страны, совершил длительные гастроли по США с Тамарой Гвердцители и выступил в Карнеги-холле. История группы не прекращается и по сей день: "Арсенал" можно часто услышать на самых разных джазовых площадках страны, а "Клуб Алексея Козлова" в Москве никогда не бывает пустым. Неутомимый саксофонист и композитор, попробовавший себя в качестве телеведущего, писателя и даже актера, Козлов не успокаивается, находясь в статусе джазовой легенды. Первого июля вы услышите его "Арсенал" в Архангельском – на фестивале "Усадьба Jazz".