Roberto Fonseca
Мультиинструменталист Роберто Фонсека считает своей главной задачей «выразить максимум чувств минимальным количеством нот». В творчестве родившегося, выросшего и живущего ныне на Кубе музыканта рвущиеся на волю латинско-карибские корни укрощаются волей, желанием, вкусом и невероятным талантом.

Роберто Фонсека родился в 1975 году в Гаване в музыкальной семье. Изначально он увлекался ударными инструментами, сел за пианино в 8 лет, а сочинять музыку — в 14, когда от поклонения The Beatles он перешел к восхищению грандами американского джаза — вроде Херби Хэнкока и Кита Джаррета — и классикой соула и фанка. Спустя год его выступление стало откровением для зрителей Международного джазового фестиваля Jazz Plaza в Гаване, затем он закончил гаванский Instituto Superior de Arte как пианист и композитор и дебютировал в грамзаписи — сначала в составе группы Temperamento, основанной им вместе с саксофонистом Хавьером Зальба, а затем и как сольный исполнитель.

Его заметили ветераны, легенды Кубы: сначала он заменил умершего Рубена Гозалеса в знаменитом Buena Vista Social Club, потом Ибраим Феррер пригласил его в свой концертный состав, где Роберто играл вместе с Качаито Лопесом, Гуахиро Мирабалем, Мануэлем Гальбаном и другими музыкантами, ставшими символами музыкальной Кубы; после этого он отправился на джаз-фестиваль в Токио вместе с еще одной кубинской знаменитостью, певицей Омарой Портуондо, и выступал на одной сцене с тем же Хэнкоком, Майклом Брекером и Уэйном Шортером.

Работа с великими принесла свои плоды; альбом Zamazu (2007) стал своего рода вехой для Фонсеки. Собрав вместе более двадцати музыкантов, среди которых были и Омара Портуондо, и Карлиньош Браун, и Хавьер Зальба, Роберто свел в одном невероятном танце сразу несколько традиций — афрокубинскую, академическую, джазовую и сугубо кубинскую.

Последний на сегодня альбом Роберто Фонсеки Yesun записан в Париже; в его записи приняли участие франко-ливанский трубач и композитор Ибрагим Маалуф, знаменитый американский тенор-саксофонист Джо Ловано, кубинская ареньи- и рэп-исполнительница Данай Суарес и кубинский акапелльный женский квартет Gema 4. «Yesun — это отражение всех моих вдохновений, моего образа мышления; отражение реальных историй, происходивших на моих глазах или рассказанных мне», - говорил Фонсека в недавнем интервью порталу World Music Central.org. Судя по всему, это — еще один рубеж для Фонсеки: в общую медийную историю альбома включены не только видеоклипы, но и концертные видеозаписи, и постеры, которые готовятся специально к каждому залу, где выступает Роберто с программой альбома. Более того, вся одежда для участников тура, посвященного релизу Yesun, специально создана барселонским дизайнером Жозепом Абрилем.

Заслуга Роберто Фонсеки не в том, что он, как не раз писали, возродил славу кубинского джаза — она никогда не пропадала, не терялась, никуда не уходила. Этот серьезный и вдумчивый, все еще молодой человек сделал для Кубы больше. Он ввел ее в мировой музыкальный контекст на равноправном уровне, обозначив остров в Карибском бассейне не только как место, откуда уезжают, но и место, куда возвращаются — недаром он все еще живет в самом центре Гаваны.

Не пропустите выступление Роберто Фонсеки на сцене «Аристократ» 30 мая!