John Scofield
29 июля, Санкт-Петербург, Елагин остров

Один из лучших джазовых гитаристов мира
Джон Скофилд – музыкант редкого таланта и очень завидной творческой судьбы. Еще подростком, даже не закончив музыкальную школу, он играл в Карнеги холле на одной сцене с легендами: саксофонистами Стэном Гетцем и Ларри Маллиганом. Затем Скофилд активно гастролировал и записывался с Майлсом Дэвисом: его гитара присутствует на большинстве альбомов Дэвиса восьмидесятых. Кроме того, именно Скофилд написал фанковый хит позднего Майлса You're Under Arrest, давший название целой пластинке.
Скофилду не очень повезло со стартовыми условиями: он родился в маленьком городке в Коннектикуте, вдали от больших джазовых центров. Но его детство пришлось на величайшую музыкальную эпоху прошлого века – 1960-е. "Тогда все было просто: либо ты играл в школьной команде в американский футбол, либо отдавал все время музыке. Я выбрал второе". Скофилд начал слушать Джима Холла, Уэса Монтгомери, но начало его карьеры пришлось на время, когда би-боп был невостребован: джазовые музыканты перебрасывали мосты к року и фанку. На общем фоне первый альбом Скофилда, который он записал с японскими музыкантами, – барабанщиком Мотохико Хино и трубачом Терумасу Хино, – звучал, пожалуй, консервативно. Однако неповторимый почерк гитариста на этой пластинке уже чувствовался. Сам Скофилд отмечал, что пытается играть на гитаре как на духовом инструменте – в духе своих любимых Джона Колтрейна и Чарли Паркера. Отсюда его характерная отрывистая фразировка, которая отличает его от множества других гитаристов.
В 1990-е Скофилд активно записывается с лучшими действующими джазовыми музыкантами (Bill Frisell, Charlie Haden, Jack de Johnette и многие другие), демонстрируя универсальность своего таланта. Он отлично себя чувствует в джаз-роке, играя со знаменитым нью-йоркским трио Medeski, Martin & Wood. Он замечательно владеет фразеологией блюза, би-бопа и фанка, его музыка нетривиальна, но лишена излишнего интеллектуализма. Как говорил про него саксофонист Джо Ловано, участвовавший во многих записях Скофилда: "Джон пишет композиции, мелодии. Это не просто фрагменты или наброски. В его музыке всегда есть, что исследовать".
Как и многие другие джазовые музыканты, Скофилд не упустил соблазна поэкспериментировать с электронным звуком на двух пластинках начала нулевых Uberjam и Up All Night – однако, на первом плане там все равно остаются живые музыканты, а не модные в то время лупы и сэмплы. Скофилда вообще можно назвать традиционалистом, на протяжении нескольких десятилетий медленно, но уверенно совершенствующего свое мастерство. Сразу две его последние пластинки, – Past Present и Country For Old Men, – получили призы "Грэмми" в категории "Лучший инструментальный джазовый альбом". На последней Скофилд с блеском перекладывает кантри-классику на язык джаза. Американа и кантри – нечастый объект исследования для джазменов, но Скофилду удалось заставить архетипические мелодии зазвучать по-новому. "Однажды мне сказали: "Ты можешь добавить свинг в любую музыку. Переиграть эти старые песни в джазовом духе было проще, чем какого-нибудь Канье Уэста", – смеется он, – "Хотя и его тоже можно превратить в джаз". Нам остается слушать и удивляться, как он это делает – на фестивале Усадьба Jazz в Петербурге.
Made on
Tilda